понедельник, 2 декабря 2013 г.

ЯГОДНЫЕ ПЛАНТАЦИИ

Плантационное выращивание ягод – долгосрочные проекты, которые дивидендов быстро не принесут.


Татьяна Курлович
Татьяна Курлович«Я живая реклама голубики, которая обладает удивительной способностью сохранять молодость», – улыбнулась моложавая женщина, внешность которой, как я потом смогла убедиться, действительно, не соответствовала паспортным данным. С Татьяной Курлович я познакомилась случайно на одной из конференций, где специалисты из разных стран обсуждали перспективы использования дикорастущих растений. Моя новая знакомая – родом из Белоруссии, где осваивают плантационное выращивание лесных ягод, в частности, голубики. Причем это направление развивается довольно успешно.
 – Татьяна Владимировна, как так случилось, что вы стали заниматься лесными ягодами? Это случайность или целенаправленный выбор?
– Так судьба сложилась. Я окончила Белорусский государственный университет. Родом я из Ганцевичского района Брестской области. К тому времени, как я отработала три года после распределения в школе, рядом с Ганцевичами построили первую в Советском Союзе экспериментальную базу по выращиванию клюквы крупноплодной. Ботаническому саду требовались сотрудники, вот меня и взяли. Тогда были огромные сложности с посадочным материалом, и удалось заложить только один чек.
– Чек?
– Это специально подготовленный для выращивания клюквы участок с гидросооружениями. Чеки  могут эксплуатироваться на протяжении ста лет и больше. У американской клюквы ярко выражены два вида побегов – стелющиеся и вертикальные. Вертикальные каждый год прирастают на 5-7 сантиметров. Когда растение достигает более 30 сантиметров, стебель ложится на землю и из него начинают идти новые вертикальные побеги. Для того, чтобы клюква плодоносила, чеки пескуют. Сначала их затапливают водой. С наступлением холодов образуется лед, и уже поверх льда засыпается слой песка. Весной песок оседает, засыпает старые побеги, молодые дают корни, и процесс возобновляется.
В 80-х годах прошлого века плантационным выращиванием клюквы уже вовсю занимались американцы. Но они не хотели продавать СССР свой посадочный материал, так как на тот момент США были монополистом по выращиванию и переработке клюквы крупноплодной и экспортировали свою продукцию в 40 стран мира. В общем, своими руками создавать конкурента американцы не горели желанием.
– Неужели в это время у нас не было собственных сортов клюквы?
– Нет, не было. Дело в том, что выращиваемые в Америке сорта – это совершенно другой вид клюквы. В отличие от нашей клюквы болотной американская ягода имеет иную структуру – внутри плода расположены заполненные воздухом семенные камеры. Когда чек заливается водой, ягоды, так как они легкие, всплывают и их очень легко собирать с помощью специального комбайна. А клюква болотная трудно поддается механизации.
– Как же вы добывали посадочный материал, если американцы не желали делиться?
– Откровенно говоря, всеми правдами и неправдами. Директор Ботанического сада договорился с одной из западных компаний, которая продала черенки клюквы двух сортов на 4 чека. Посадочный материал из Америки сначала доставили в Германию, затем в Прибалтику, и только потом он попал к нам. Черенки пришли в шикарной фирменной упаковке в фанерных ящиках с палец толщиной. Машин у нас не было, растения мы высаживали вручную. Нам повезло, у нас был первый в стране объект по выращиванию клюквы. В СССР обычно в первый проект вбухивали максимальное количество денег, чтобы при строительстве следующих  можно было продемонстрировать экономию средств. Вторую плантацию построили в Белоруссии, в Пинском районе уже с участием американцев, которые, видимо, поняли, что процесс распространения клюквы все равно не остановить. Плантация площадью 80 гектаров и сейчас существует, это СП «Белорусские журавины».
– Какие цели ставились перед учеными, когда закладывались плантации?
– Исходили из того, что дикорастущих ягодников не так уж много, во всяком случае, для получения клюквы в серьезных промышленных масштабах. К тому же заготовка ягод сопровождается серьезной нагрузкой на экосистему. Так что главная цель состояла в том, чтобы дикорастущую ягоду заменить культурной, заниматься по примеру американцев плантационным выращиванием.
– В современной России с клюквенными плантациями дела обстоят неважно. А в Белоруссии эта тема развивается или заглохла после распада СССР?
– С моей точки зрения, затеянный в Белоруссии эксперимент можно считать удачным. Правда, в Белоруссии существует те клюквенные плантации, которые были заложены во времена Советского Союза. Всего клюквенные плантации занимают около 120 гектаров, это, конечно, немного, не покрывает даже потребностей внутреннего рынка. Тем более что часть клюквы идет за рубеж.
– Наверняка и вы сталкивались с мнением, что лесная клюква по своим потребительским свойствам значительно превосходит своих плантационных конкуренток. Это действительно так? Американская клюква менее полезна?
– Американская клюква – это другой ботанический вид. Это очень плотная сухая ягода. Для того, чтобы получить из нее сок, ее предварительно следует заморозить. Разница между болотной клюквой и крупноплодной в количестве сахаров и кислоты. Американская клюква – менее кислая, в ней больше сахара, есть горчинка, присущая бруснике. Зато биологически активных веществ в крупноплодной больше, чем в нашей болотной. Просто американская клюква имеет непривычный вкус, все ждут кислую ягоду, а она больше похожа на смесь яблока с брусникой. Мы тоже столкнулись с тем, что местное население поначалу плевалось, за клюкву плантационную ягоду никто признавать не хотел. Спустя какое-то время пришлось огородит плантации, нанять вневедомственную охрану, так как люди распробовали, поняли, что из нее можно готовить очень вкусное желе, и стали банально воровать. К тому же американская клюква, если ее перетирать или готовить варенье, требует меньше сахара. А это лишняя экономия семейного бюджета. Крупноплодная клюква предпочтительнее для людей, страдающих болезнями желудочно-кишечного тракта, так как она не столь кислая, а по полезным свойствам не уступает лесной ягоде.
– Как построена экономика белорусских плантаций клюквы?
– У нас преимущественно государственное финансирование, со всеми его плюсами и минусами.
– Несмотря на прелести американской клюквы, вы, насколько я поняла, являетесь сторонницей голубики?
– Когда я пришла работать на экспериментальную базу, клюквой уже активно занимались, а специалистов по голубике можно было пересчитать по пальцам. На русском языке по этой теме была только книга Шумейкера. В 1982 году Главный ботанический сад в Москве приобрел коллекцию голубики, состоящую из 22 сортов. Нам передали восемь североамериканских сортов. В это время я как раз поступила в аспирантуру, и мне поручили заниматься голубикой. Информацию приходилось собирать по крупицам, в основном из англоязычных источников.


Быстрых денег такая продукция не принесет
Из Москвы голубику нам передали с плохо скрываемым пренебрежением, мол, растение капризное, размножается плохо. Я тогда гадала, почему у американцев тысячи гектаров голубики, а у нас ничего нет. Решила разобраться в этом. Начала свои эксперименты с размножения одревесневшими черенками. Помню, народ ходил, смотрел, как я голые метровые палки режу на куски, и потешался. Когда из палок полезли листья и образовались корни, на меня уже стали смотреть с уважением.
В Ганцевичах было решено организовать научно-исследовательскую лабораторию, которая бы специализировалась на изучении голубики. Руководил ею Николай Рубан, который мне стал активно помогать. Мы поставили голубику на поток, саженцы исчислялись тысячами, стали продавать их в Россию. Я настояла, что нам нужна коллекция. С нами поделились коллеги из Риги, что-то перепало от Главного ботанического сада, а затем нам выделили валюту и мы приобрели 16 сортов у немецкой компании. Я защитила диссертацию по голубике и с тех пор она стала моей любимой ягодой.
– Сегодня в белорусских магазинах можно купить голубику?
– Да, можно. Сейчас у нас голубика занимает порядка 300 гектаров. Первая ягода, которую у нас собирали и привезли в Минск на Комаровский рынок, вызвала у покупателей шок. Все от нее шарахались, говорили, что это чернобыльская черника. Мы стали проводить активную информационную работу, статьи о голубике появлялись не только в научных журналах, но и в популярных газетах. Постепенно отношение к ней изменилось.
– О полезных свойствах голубики рассказывают легенды.  Она действительно настолько уникальна?
– Американцы ее рекламируют как эликсир молодости. В Гарвардском университете проводили исследования на двух группах крыс, которых кормили одинаково, но одной из них включали в рацион голубику. Те крысы, которые получали голубику, демонстрировали высокую степень сообразительности, быстрее проходили лабиринты, были более бодрыми и здоровыми.
– Рекомендуете всем на голубику переходить?
– У нас в Могилеве есть институт питания, где проводились исследования детских продуктов. Было изучено более сорока видов овощей, фруктов и ягод. Выяснилось, что по количеству полезных веществ  голубика лидирует. К тому же она обладает антиаллергенными свойствами, серьезно улучшает зрение.
– Казалось бы, плантационное выращивание ягод, которые содержат массу полезных веществ, просто не может не стать выгодным бизнес-проектом. Почему тогда, с вашей точки зрения, в России так тяжело приживаются и клюква, и голубика?
– Я думаю, причины кроются в отсутствии информации и профессионально подготовленных людей. Дело в том, что клюква и голубика – это специфические культуры. У нас в Белоруссии нет государственного предприятия, которое бы занималось голубиководством. Я не беру в расчет Ботанический сад, где хранится коллекция. Выращиванием голубики у нас занимаются частные фермеры. Конечно, желательно, чтобы была помощь от государства в виде льготных  кредитов или научных исследований. В Белоруссии сейчас создано четыре лаборатории микроклонального размножения, где можно приобрести здоровые саженцы и за лето дорастить их до товарных размеров. Стоят они в 2-3 раза дешевле, чем саженцы обычных размеров. Но, в конечном счете, все зависит от самых людей, их желания и профессионализма. Плантационное выращивание ягод – долгосрочные проекты, которые дивидендов быстро не принесут. В России, как мне кажется, бизнес нацелен на мгновенную прибыль. С ягодами так не получится, они требуют терпения, времени и, конечно, финансовых вложений.

Антонина КРАМСКИХ    

Комментариев нет:

Отправить комментарий