13 марта 1777
года (ПСЗ РИ, №14598) императрицей Екатериной II утвержден герб для
Усть-Киренского воеводского правления:
"2-й
Усть-Киренску. В серебряном поле три голубыя полосы, соединяющийся в средине
щита, так, что снизу сочиняют стопило, и от острея онаго одна присоединяется к
верху щита, изъявляющие устье Киренски при ея впадении".
Герб уездного города Киренгска утвержден 26 октября 1790 года (ПСЗ, т.XXIII, №16913) вместе с другими гербами городов Иркутского наместничества:
"В верхней части щита герб Иркутский. В нижней, в золотом поле, протекающая и разделяющаяся на два устья река Киренга; посему и город по оной наименование получил".
Город назван
по имени реки Киренги, в устье которого он находится. По наиболее
распространённым версиям, это название пришло из эвенкийского языка: от эвенка.
киренӈа в значении «орлиное гнездо» либо от эвенка. кири грязь, грязный (из-за
того, что дно Киренги выложено камнями, река кажется чёрной, хотя вода в ней
прозрачная и чистая).
Жители
Киренска гордятся расположением своего города, утверждая, что это единственный
город – остров в нашей стране.
Киренск
— старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Он основан казацким
отрядом под предводительством десятника Василия Бугра в 1630 (на 31 год раньше
Иркутска) как Никольский погост.
В 1665 на
месте погоста был основан острог — Усть-Киренск. В остроге организовали ярмарку
и таможню. В начале XVIII Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение,
где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор,
таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.
Стратегическое
месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток,
было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся
Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими
первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те
годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку
и Чукотку, в Северную Америку.
Расположенный
на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей
территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.
В 1775 году
Киренскому острогу присвоен статус города с названием Киренск.
В 1785 году
воеводская канцелярия из Илимска перенесена в Киренск, в связи с чем последний
приобрёл статус уездного города. Киренску был пожалован герб.
В 1928 году
был образован Киренский район с центром в городе Киренске.
С 1942 по 1945
в городе располагался 5-й перегоночный авиаполк трассы "Алсиб"
Аляска-Сибирь.
В начале XX в городе
насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а
численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное,
небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения
были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная
работа на золотых приисках.
В послевоенный
период и вплоть до начала перестройки
Киренск развивался очень
динамично. Он сохранял свое
транспортное значение и служил
опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось
развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная
с 1950-х старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными
дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими
технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное
жилье.
В 1980
рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска
и создания здесь крупного речного порта.
(Источник фото: http://images.esosedi.ru/kirensk_s_vyisotyi_ptichego_poleta/22448981/index.html#lat=57778360&lng=108132248&z=15&mt=1&v=1 )
В 1990-е город лишился лучшей
части флота.
В 2001 город пережил большое
наводнение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий