воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Закон об охоте

Звериная суть


В России завершается разработка Стратегии развития охотничьего хозяйства
Россия планирует увеличить торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства до уровня 0,6 процента ВВП, а оценочную стоимость продукции до 120 миллиардов рублей. Такие ориентиры предполагается установить в «Стратегии развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года». Проект документа был одобрен в ходе заседания Рабочей группы по сохранению биоразнообразия и развитию охотничьего хозяйства Экспертного совета при Правительстве России.
      Текст проекта документа уже публиковала «Российская газета». На состоявшемся заседании члены Рабочей группы высказали по поводу конкретного содержания стратегии некоторые дополнительные соображения. С их учетом профильный департамент Минприроды должен оперативно доработать проект для его последующего внесения на рассмотрение в Правительство. Несмотря на то, что процесс принятия документа еще может занять некоторое время, приоритеты в развитии охотничьего хозяйства страны уже вполне ясны.
      Как признают авторы проекта документа, в настоящее время охотничье хозяйство является преимущественно экстенсивным, ресурсы используются очень неравномерно, а в работе по их развитию применяются отсталые консервативные методы. В результате, например в США  площадь охотничьих угодий меньше, чем в России, почти в 1,5 раза, но при этом общая численность диких копытных в 6 раз выше. Да и в большинстве стран Европы охотничье хозяйство также развито значительно лучше.
      Россия тратит немалые средства на сохранение охотничьих ресурсов – по 3 миллиарда рублей ежегодно (0,6 миллиарда рублей направляются из федерального бюджета и 2,4 миллиарда – из бюджетов субъектов). Однако этот уровень финансирования не позволяет обеспечить качественное осуществление полномочий по сохранению и использованию охотничьих ресурсов. Среди основных проблем отечественного охотничьего хозяйства  – браконьерство, которое разрастается из-за  отсутствия эффективного федерального государственного охотничьего надзора. Ежегодно нелегалы добывают охотничьи ресурсы на 18 миллиардов рублей, что уже превышает объем легальной добычи.
      А вот для населения охота мало доступна по причине дефицита охотничьих ресурсов, высокой стоимости услуг и отсутствия конкуренции во многих регионах. Развитию цивилизованной охоты также мешает несоответствие нормативного регулирования  исторически сложившимся традициям и значительные административные барьеры. Сложности в получении документов на право осуществления охотхозяйственной деятельности или на право охоты лишь плодят так называемое протестное  браконьерство. Картину системных сложностей дополняет фактическое отсутствие на федеральном уровне государственного мониторинга охотничьих ресурсов, низкий уровень информирования населения о расположении охотничьих угодий, да и дефицит кадров и научных разработок в этой сфере.
    По замыслу разработчиков стратегия призвана решить эти проблемы и вывести охотничье хозяйство России на новый уровень. В частности, предполагается к 2030 году не менее чем в 2 раза снизить уровень незаконной добычи и увеличить легальный торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства до 0,6 процента ВВП, увеличить оценочную  стоимость охотничьих ресурсов до 550 миллиардов рублей, обеспечить  максимальное освоение установленных лимитов добычи охотничьих ресурсов: не менее чем до 80 процентов диких копытных и не менее чем до 60 процентов  медведей. В целом в стране предполагается создать единую информационную систему охотничьего хозяйства,  в которой будут отражены сведения об охотпользователях, границах охотничьих угодий, численности и распространении диких животных, а также возможность получения разрешений на право охоты.
    Для достижения поставленных задач проект стратегии предусматривает развитие предпринимательства в сфере охотничьего хозяйства, создание эффективных механизмов государственного управления и повышение доступности охоты для населения. Но речь не идет только о повышении интенсивности эксплуатации охотничьих ресурсов. Предусмотрено обеспечение и поддержание видового баланса в экосистемах и увеличение ресурсного потенциала.
       Изменения должны, прежде всего, затронуть нормативную правовую базу. Так, в частности, при предоставлении в долгосрочное пользование охотничьих ресурсов, предполагается учитывать состояние численности охотничьих ресурсов на закрепленной территории и освоение квот добычи в целях обеспечения устойчивого существования и сохранения охотничьих ресурсов. Будет совершенствоваться система платежей за их пользование.  Расширенное воспроизводство охотничьих ресурсов предполагается обеспечить путем восстановления исторических ареалов обитания отдельных видов зверя. Кроме того, дичь и животных будут разводить в полувольных условиях.
     Планируется, что охотничьи угодья будут закрепляться за местными общественными объединениями охотников – это, по замыслу авторов программы, будет способствовать повышению доступности охоты для всех слоев населения. Коренные и малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации  должны будут получить приоритетное право на охоту. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов будут распределяться между желающими на принципах, которые еще предстоит установить. Кроме того, планируется обучать охотников требованиям «охотничьего минимума» на базе общественных объединений. Государство обещает также поддерживать и развивать традиционные формы охотничьего собаководства, и традиционные виды охоты с использованием ловчих и подсадных птиц.
     Предполагается навести порядок и в сфере контроля над использованием охотничьих угодий. Специальный федеральный орган исполнительной власти должен быть наделен полномочиями по осуществлению мониторинга численности охотничьих ресурсов и состояния среды их обитания на основе единой геоинформационной платформы.
Реализовать задуманное по проекту планируется в три этапа. Конкретные шаги будут прописаны в федеральных и региональных программах. План мероприятий по реализации стратегии, если ее принятие не затянется, согласно проекту распоряжения Правительства, Минприроды совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должно представить до 30 апреля 2014 года.
 Лесные вести  http://www.lesvesti.ru/news/power/6017/
Дарья БОРИСОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий